Статьи и новости
4 обоснованных предсказания о будущем образования.
Образование, подобно вебу, эволюционирует из версии в версию.

Автор: Джон Моравек (доктор философии, Университет Миннесоты).
Американский футуролог выделяет три ступени развития образования.
Для образования «1.0» характерны:
- диктовка знаний;
- неприятие высоких технологий в обучении;
- односторонняя передача знаний (от учителя к ученику);
- постоянство расположения школ (в них надо ходить);
- восприятие родителями школ как способа занять ребенка;
- только профильное (педагогическое) образование учителей;
- высокие затраты на покупку компьютерной техники и ПО (и потому частый отказ от их использования);
- нацеливание ребенка построить карьеру наемного сотрудника.
В образовании «2.0» по Моравеку появляются:
- обсуждение знаний;
- использование высоких технологий при необходимости;
- обоюдная передача знаний между учителем и учеником;
- онлайн-школы (которые можно посещать, находясь где угодно);
- поиск дешевых решений в области компьютерной техники и ПО (в том числе open-source);
- подготовка ребенка к наемному труду в рамках экономики знаний;
Наконец, образование «3.0» включает:
- пересмотр знаний в зависимости от контекста;
- повсеместное использование высоких технологий;
- многостороннюю передачу знаний (учитель-ученик, ученик-учитель, ученик-ученик);
- технологию как источник и получатель знаний;
- восприятие школы родителями как источника знаний для себя;
- работу учителем без профессиональной подготовки;
- подготовку ребенка к предпринимательству.
Образование будет использовать передовые инструменты веба.
Авторы: Раджив, Манохар Лал (Университет Индиры Ганди, Нью-Дели).
Индийским исследователям также близка теория эволюции веба от версии к версии. Они выделяют несколько перспективных технологий эпохи Web 3.0, которые повлияют на образование будущего.
3D-энциклопедии.
В пример приводится прототип трехмерной энциклопедии Copernicus. В ней обучение станет более наглядным. Графические, видео- и аудиоданные будут автоматически подбираться к текстовой информации, релевантной запросам читателя.
Виртуальные 3D-миры.
Люди будут обучаться (а преподаватели, учить) через аватары — и.о. себя в интернете. Подобно тому, как сегодняшние пользователи обитают в виртуальных пространствах Second Life, IMVU, Active Worlds.
Интеллектуальные поисковые системы.
Сегодняшние движки научены искать по ключевым словам. Два человека, сделавшие одинаковый поисковый запрос, получат в целом одинаковый результат. Следующее поколение движков, как полагают индийские исследователи, сможет искать информацию, релевантную интересам (в том числе и научным интересам) конкретного человека.
Виртуальные 3D-лаборатории.
Эксперименты по расщеплению атомов, смешиванию химических реактивов, хирургии, аэродинамике можно будет проводить при помощи компьютера прямо за учебной партой. Дело за появлением открытых технологий, способных моделировать и визуализировать нужные процессы.
Веб должен заменить учебные заведения.
Автор: Марина Горбис (исполнительный директор Института Будущего, Пало-Альто, Калифорния).
Американский футуролог украинского происхождения считает, что традиционная модель образования (школа-вуз) уходит в историю. Его должно заменить «социоструктурное обучение». В рамках него человек получает знания, участвуя в «микрообучениях» — извлечении информации из разных онлайн-источников социального характера (форумы, открытые энциклопедии, «хакафоны» и т.д.). Эти источники, благодаря интернету, доступны повсеместно.
Вместе с тем, Марина считает, что люди пока не очень тяготеют к отказу от традиционных форм образования. По ее мнению, развитие интернет-технологий принципиально не меняет подходов к обучению. К примеру, открытые онлайн-курсы, которые проводятся крупными университетами, не отличаются от привычных лекций и семинаров, за исключением виртуального формата. Содержание процесса обучения будет оставаться прежним, пока люди не отвыкнут от поверхностных университетских лекций в пользу онлайновых ресурсов, позволяющих изучать предметы глубже.
Будущее образования – за вебом.
Автор: Тим Элмор (автор популярных книг о лидерстве, CEO компании Growing Leaders).
Исследователь называет 5 преимуществ обучения в онлайне по сравнению с традиционным форматом:
1. Студентам интереснее учиться с монитора.
Общаясь со студентами, Тим приходит к выводу, что для них чтение обучающих материалов с экрана – привычнее, чем с преподавателем. Появилось поколение «скринэйджеров» (“screen” — экран).
2. В онлайне студенты сами выбирают интенсивность обучения.
Находясь на лекции, студент порой не успевает улавливать то, что говорит преподаватель. В онлайне же такого не происходит. Всегда можно перечитать информацию.
3. Онлайн способствует общению.
На лекциях и семинарах иногда нужна дискуссия. Но многие студенты стесняются говорить на публику. То ли дело онлайн — здесь красноречие скромнейших на людях персон часто не знает границ.
4. Учиться в онлайне можно в любое время.
Студенту, не закончившему по каким-то причинам вуз, непросто возобновить обучение с того этапа учебной программы, на котором он отчислился. Некоторым людям непросто совмещать работу с учебой. Этих проблем, как правило, нет в онлайне.
5. Учиться в онлайне дешевле.
Многие студенты вынуждены выбирать только те специальности и те вузы, которые могут себе финансово позволить. В то время как в онлайне можно найти первосортные лекции лучших учебных заведений.
Автор: Кристофор Дмитрий
По материалам: therunet.com.
Опубликовано: 01/09/2014
Поделитесь информацией:
Вернуться к списку
Cтатьи