Статьи и новости
Как сплотить сотрудников, которые ненавидят друг друга?

Неприязнь между сотрудниками - это сигнал отсутствия в коллективе благоприятного микроклимата и духа общих интересов. И это сигнал прежде всего для руководителя.
Согласно исследованиям специалистов, в основе неприязни
между сотрудниками лежит один из четырех мотивов: чувство зависти, страха,
подозрения или обиды. С их проявлением в коллективе принято бороться
установками в ключе призыва: «все проблемы и разногласия оставляйте
вне работы, рабочий процесс нас
должен только объединять и вдохновлять общими интересами, целями и задачами».
Но что делать, если благоприятного микроклимата в коллективе
так не сложилось? - Для эффективного решения этой задачи необходимо выявить основные причины
возможного возникновения неприязни в коллективе.
HR-специалисты выделяют четыре причины возникновения конфликтов:
2. Фактическое отсутствие контроля, некомпетентное
руководство коллективом, при котором
становится возможным размытие зон ответственности, отсутствие дисциплины
и формирование деструктивных негласных правил и кодексов взаимоотношений, за
которыми стоят проявившиеся неформальные лидеры коллектива, манипулирующие
своими коллегами и нередко конфликтующие между собой, реализуя в коллективе
вместо общих целей - свои личные амбиции и частные интересы. Следствием всего
этого является раскол, распад и полное расслоение коллектива.
3. Деструктивная внутренняя политика руководства, основанная
на внедрении внутренней конкуренции в коллективе. Эффективным руководителям
следует осознать, что законы конкуренции оказывают благотворное влияние на
развитие рынка, но - не на развитие коллектива. Да, плюсы руководства методом «кнута и пряника» - вроде
бы очевидны: лучшие - получают бонусы, премии, разряды, а худшие – штрафы и
нарекания. Люди работают на пределе, чтобы превзойти коллег и выдать результат
лучше, нежели у соседа. Но именно этот подход
поощряет отсутствие доверия, взаимовыручки; процветание лицемерия,
наушничества, «подстав» и скрытого саботажа. Конкуренция внутри коллектива
напрочь убивает командный дух. Не говоря уже о том, что решение
сотрудниками сложных задач, требующих
помощи коллег, становится практически невозможным.
4.Отсутствие действенных программ по формированию и развитию
корпоративной культуры и микроклимата в коллективе, либо – их чисто формальное
наличие (только на стадии бумаги или уровне ритуалов).
Под чертой – закономерности: Предприятие либо развивается -
либо регрессирует. В основе роста его производительности – мотивация его
сотрудников. Мотивация сотрудников зависит от благоприятного микроклимата и
деятельности непосредственного руководителя.
Когда все причины названы и осмыслены - их проще
ликвидировать, либо в них же найти ключи к решению.
Возможные пути и альтернативы - очевидны:
1. Создать действенную корпоративную культуру с нуля - дело
не одного месяца, но - если дело касается лишь отдела, то достаточно его
руководителю пройти качественное бизнес-обучение (скажем, квалифицированный
управленческий интенсив), и он будет иметь все необходимые компетенции для
решения задачи;
2. Оздоровить микроклимат коллектива – дело не одной недели,
но - нередко для этого вполне достаточно провести среди сотрудников
качественный тренинг по мотивации или тимбилдингу (командообразованию).
Сегодня на рынке консалтинговых услуг эти задачи успешно
решаемы целым рядом квалифицированных специалистов: бизнес-тренеров, ритмологов
и коучей.
Так что делайте выводы, господа, и выбирайте. Все - в ваших
руках.
По материалам: www.hr-portal.ru
Вернуться к списку