Статьи и новости
Как рассказать о достижениях на собеседовании?
На собеседованиях рекрутёры часто спрашивают о достижениях кандидата. Многих кандидатов до сих пор ставит в тупик такой вопрос. Казалось бы, выполнять свои рабочие обязанности изо дня в день и иметь опыт в своей деятельности – разве этого не достаточно? Зачем HR-менеджеры стремятся выяснить у соискателей предмет их гордости, и как грамотно ответить на этот вопрос, поможет разобраться данная статья.
О профессиональных и интеллектуальных компетенциях соискателя можно судить по его описанию на собеседовании опыта трудовой деятельности; и чем подробнее будет рассказ кандидата, тем лучше. Но зачастую для формирования более полного личностного портрета рекрутёру (или любому другому интервьюеру) необходимо выяснить, что для кандидата является самым значимым достижением в жизни, о каких результатах он готов рассказать. Главное — не ограничивать описание круга своих достижений лишь профессиональной сферой, поскольку это иногда сужает рамки объективного восприятия человека как личности.
Как правило, при проведении собеседования с соискателем перед консультантом рекрутингового агентства или специалистом по подбору персонала стоит задача не только выявить его профессиональные компетенции, но и узнать его личностные характеристики. Ведь принимая решения о трудоустройстве того или иного специалиста, работодатель оценивает каждого кандидата как своего потенциального коллегу — человека, взаимодействовать с которым ему предстоит ежедневно. Поэтому неслучайно, что у многих возникают вопросы по поводу того, как следует отвечать на просьбу интервьюера рассказать о своих достижениях.
Подобные вопросы, задаваемые соискателю на собеседовании, призваны выявить у него четыре вида компетенций:
-
интеллектуальные,
-
мотивационные,
-
межличностные,
-
профессиональные.
Если профессиональные и интеллектуальные выявляются путем подробного обсуждения опыта трудовой деятельности, то о межличностных можно судить по ответам кандидатов на следующие типовые вопросы: «Чем Вы увлекаетесь?», «Как Вы проводите свободное время?», «Какими достижениями Вы гордитесь?». Зачастую для формирования более полного, подробного личностного портрета необходимо понять, что для претендента является самым значимым достижением в жизни, и о каких результатах он готов рассказать. Для одних людей — это создание семьи, строительство дома, для других — награды в спорте и творческой деятельности, а для третьих — обретение финансового благополучия и высокого статуса в обществе.
Задавая такой вопрос, консультант не рассчитывает услышать единственно верный ответ, ведь по сути такого просто нет. Выяснение дополнительных мотивационных моментов помогает консультанту предложить кандидату наиболее подходящую вакансию, либо описать работодателю его сильные стороны. Таким образом, если основное достижение человека — это дом и семейные ценности, то его выбор, возможно, будет сделан в пользу неполного рабочего дня, или отсутствия командировок; поскольку в этом случае главным мотивационным фактором является возможность больше времени уделять семье и зарабатывать достойные деньги. Если это достижения в спорте или творческих мероприятиях, то можно сделать вывод о сильных волевых качествах или неординарном подходе соискателя к рабочим проектам; так как основной мотивацией для него будут служить не столько деньги, сколько признание успеха. Когда же кандидат обращает внимание на свой статус и материальное положение, имеет смысл говорить о карьеристе, амбициозном, нацеленном на результат, который будет готов пожертвовать временем и силами ради достижения поставленной цели и получения вознаграждения (премии). Основной мотивацией для него, скорее всего, будут деньги и повышение статуса в обществе.
Большая часть соискателей ориентирована в основном на описание своих достижений только в сфере карьерного роста, профессиональных навыков. Но это иногда сужает рамки объективного восприятия человека как личности. Поэтому, рассказывая о том, чем Вы можете гордиться, не обходите вниманием сферу своей личной жизни. В качестве примера эксперт приводит конкретный случай из ее практики, когда кандидат назвал в качестве своего достижения сбор команды в количестве 16 человек для проведения экспедиции на Северный Урал и поделился впечатлениями о том, как он организовал и наладил совместный быт, какие трудности ему при этом удалось разрешить. Такая информация очень ценна, поскольку демонстрирует лидерский потенциал специалиста и его способность к эффективному управлению.
Отвечая на вопрос о своих наиболее значимых достижениях и поводах для гордости, конечно, следует в первую очередь исходить из профессионального опыта. Если Вы имеете серьезный опыт работы в какой-либо сфере, называйте конкретные результаты, которых вы достигли, описывая при этом, каким образом вам удалось всего добиться. Главное, на что работодатели обращают внимание, — конкретные цифры и факты, например: «увеличил продажи на 18% за счет привлечения новых клиентов», «организовал деятельность предприятия с нуля», «сэкономил на маркетинговом проекте $5000 за счет выбора оптимальных услуг поставщиков». Если же Вы выпускник и опыт либо отсутствует, либо его совсем мало, то сделайте упор на достижениях в учебе: «получал губернаторскую стипендию» или, например, «занял первое место на международной студенческой конференции».
Рассказывать нужно о тех достижениях, которые кажутся выдающимися именно Вам. Только в этом случае вы будете способны четко и ясно, а также не без гордости обосновать, почему это можно считать реальным успехом. Если Вы говорите, что увеличили объем продаж, но не называете никаких цифр, не рассказываете об исходных данных, то это вряд ли может считаться достижением, это нужно ещё обосновать. К тому же объем продаж мог увеличиться за счет роста рынка, проведения рекламных кампаний, или иных причин, и записывать это на свой счет вряд ли будет корректно. Всегда старайтесь четко разграничивать командные успехи и свой личный вклад. Рассказывая о перевыполнении плана продаж отделом, Вы даёте рекрутёру повод усомниться в Ваших личных достижениях, ведь в отделе есть другие работники. Кроме того, это даст почву для возникновения новых вопросов: сколько человек в отделе, кто за что отвечал и как Вы поняли, что именно Вы повлияли на рост продаж. Если же Вы пришли в компанию в период кризиса, либо, к примеру, в момент открытия нового филиала, и за определенный период увеличили ключевые показатели до требуемого уровня или перевыполнили план, то это уже можно считать достижением. В этом случае также необходимо будет дополнить рассказа цифрами.
Надеемся, что статья помогла читателям разобраться с вопросом о достижениях. Обязательно готовьтесь к собеседованиям, и удачи Вам!
Статья составлена по материалам портала: http://hr-portal.ru/article/chem-dolzhny-gorditsya-soiskateli?utm_campaign=relap1&utm_medium=block&utm_source=relap
Источник: HeadHunter
Вернуться к списку