Статьи и новости
Немного о стартапах
Для начала разберёмся, что такое стартап
Согласно классическому пониманию Старта́п (от англ. startup, букв. «стартующий») — компания с короткой историей операционной деятельности. Термин впервые использован в журнале Forbes в августе 1973 г.
По данным финансовых словарей и порталов: далеко не всякий новый проект можно так называть. Классический стартап имеет важную отличительную особенность – он основан на уникальной оригинальной идее.
Американский бизнесмен Стив Бланк («крестный отец Кремниевой долины») охарактеризовал стартап как временную структуру для поиска масштабируемой повторяемой и прибыльной бизнес-модели в условиях полной неопределённости.
Иными словами, если подытожить всё вышесказанное, это новый сложнопрогнозируемый проект, основанный на уникальной идее и кардинально отличающийся ото всего, что есть на рынке.
Успешность стартапов
Как следует из определения успешность стартапов очень сложно прогнозируема. Из-за этих особенностей у стартапов возникают проблемы при составлении бизнес-плана, необходимого для привлечения инвестиций .
Эксперты компании «Сбербанк - Технологии» регулярно проводят аналитику рынка на предмет успешности стартап бизнес проектов. Статистика наглядна и неутешительна: более 70% стартапов обречены на закрытие, в связи с не выходом на ожидаемые финансовые показали.
И что самое удивительное: в особенности это касается тех компаний, которые на взгляд со стороны имеют все шансы быть успешными (к примеру, образованы в рамках уже существующего холдинга, имеют стратегию развития, подкреплены потоком инвестиций и бэк-поддержкой различных отделов).
Подбор персонала для стартап проектов
Перед рекрутером, которому предстоит набирать персонал в старт-ап, стоит одна из самых непростых задач.
С одной стороны, для только что появившейся на рынке компании чрезвычайно важно качество персонала – нужны лучшие из лучших, профессиональные и креативные, готовые работать за троих и внеурочно. Они должны быть универсалами, совмещающими несколько позиций в одном функционале. Обладать выдающимися личными качествами, умением работать в команде, трудиться за идею.
С другой стороны, условия, на которые приглашается такой персонал не соответствуют всему выше перечисленному: компания готова предложить не самые большие фиксированные оклады (вся мотивация строится на бонусах в перспективе), нет основательного социального пакета, место работы далеко от комфорта и без опоры на известный HR-бренд (если, конечно, стартап не выделяется из уже существующей крупной корпорации).
В таких компаниях обычно ещё нет штатного HR-специалиста, а сотрудничество с кадровыми агентствами по подбору персонала далеко не всем по карману. Так что эта сложная задача подбора ложится на плечи непрофессионалов. Открывать стартапы стало модным. И как каждый тренд, он привлекает к себе неподготовленных новичков, не готовых к реальным суммам расходов на успешный запуск предприятия, в том числе и к расходам на персонал.
«Солидная фирма возьмет в аренду дырокол» или как сказал один наш коллега: «А слово «стартапер» уже стало ругательством?»
Стартапер – новое неоднозначное слово в бизнес-лексиконе. И вроде бы, самая идея создания чего-то нового несет в себе флер исключительно положительных эмоций, но все они разбиваются о шок опытных коммерсантов и инвесторов, отлично просчитывающих риски и все, что с этим связано. Не надо забывать, что главное в бизнесе – не эмоции и «горящие глаза», а деньги, потому что бизнес – это про деньги, а инвесторы – это те, кто хочет увеличить свой капитал посредством размещения финансов в другие новые или растущие бизнесы. Инвестор и банк – почти одно и то же, только банк предоставляет деньги под проценты, а инвестор даёт деньги, чтобы потом на этом заработать путём перепродажи бизнеса или выхода из него с продажей доли партнёрам. Вопрос терминологии: не путаем меценатов и инвесторов.
И напоследок два примера из жизни:
1. В кадровое агентство просто так «с улицы» без предварительного звонка заходит начинающий предприниматель, желающий открыть кофейню и начать формирование штата с поиска управляющего, который в дальнейшем уже самостоятельно подберет себе остальной штат подчиненных сотрудников.
Такое хождение без предупреждения длилось ещё пару недель, т.к. не было даже возможности обмена информацией в электронном виде (возвращаясь к шутке «Солидная фирма возьмет в аренду дырокол», только вместо дырокола компьютер). И после того, как мучительный предварительный этап сбора необходимых документов был окончен, выяснилось, что стоимость услуг кадровых агентств слишком велика для стартапера и не вписывается в планируемый бюджет.
2. Медицинский стартап сегмента «люкс-премиум-вип» с зарубежным капиталом, представитель которого обратился в агентство, чтобы заказать сразу команду опытных управленцев и квалифицированных специалистов со знанием нескольких иностранных языков. Начало хорошее, сложный и в то же время интересный проект, но ровно до того момента, как выясняется, что этот люксовый премиум бизнес, ориентированный на вип клиентов, базируется территориально далеко за МКАД в одном из самых неблагополучных районов без транспортной доступности. И, немаловажный нюанс в процессе общения – соблюдение деловой этики переговоров с потенциальными партнерами, дословная цитата стартапера: «Если Вы клиентоориентированы, то вы приедете ко мне в удобное мне место и удобное мне время, чтобы обсудить со мной мой стартап-проект».
Наверное, не сложно догадаться, что есть целый список ошибок стартаперов, и не только в плане подбора персонала. Всё это делает успешность стартапов сомнительной. Это касается также очень важной части – коммуникаций с партнёрами и инвесторами. Помните, что инвестируют не в продукты, а в людей. Успех стартапа это не только удачная идея, это во многом успех тех, кто работает с Вами.
В статье использовались материалы КА Inter-HR, а также материалы порталов: businessviews.com, vfinansah.com, vashkaznachei.ru.
Автор: консультанты по подбору персонала Inter-HR Кристина Константинова и Мария Кузовкина
Вернуться к списку