Статьи и новости
Почему плохо быть отличником на работе
Почему так много умных, целеустремленных профессионалов работают хуже, чем должны или могли бы, и получают меньше удовлетворения от работы? Почему карьерная лестница, по которой шагают многие из них, вдруг заводит их в тупик? Как подсказывает наш опыт, часто люди, привыкшие всегда и во всем быть лучшими, так зациклены на собственных достижениях, что профессиональное и личностное развитие отходит у них на второй план. Обычно им все дается легко, и они невольно избегают поручений и должностей, на которых нужно осваивать новые навыки и показывать, на что ты способен. Им важно казаться успешными во всем, поэтому они предпочитают не рисковать, «окапываются» и увязают в рутине — жертвуя личностным ростом.
«Ударники труда» на отлично выполняют ненужную работу, вместо того чтобы плохо выполнять нужную. А оказавшись в тупике, они, как правило, не признаются в этом даже себе и ни к кому не обращаются за помощью.
Вот что произошло с сильным руководителем отдела сбыта крупной компании — производителя программного обеспечения для корпоративных клиентов. Он мастерски заключал крупные сделки, которые приносили компании большую часть дохода. Он знал все о продукции, хорошо понимал, что нужно клиентам, тонко чувствовал, кто действительно принимает решение о сделке, и легко устанавливал с этим человеком контакт. Много лет он получал похвалы и колоссальные комиссионные, а потом вдруг заподозрил, что что-то пошло не так. Компания начала развиваться в новом направлении — переходить на бизнес-модель SaaS («ПО как услуга»), то есть предоставлять программное обеспечение через интернет. Традиционная продукция по-прежнему обеспечивала основную часть доходов, но все силы были брошены на разработку ПО, распространяемого по подписке. Он поначалу отнесся к этому с пренебрежением: продажа ПО как услуги — это мелкие сделки и большой объем. «Для этой мелочевки наймите людей, которые будут заниматься продажами по телефону, — говорил он. — А я возьму на себя “шишек”». Скоро, однако, он осознал: его работа постепенно теряет значимость — как для компании, так и для отрасли в целом. Страх и неуверенность в себе парализовали его. Ведь его профессиональное самоощущение, самоуважение зависели от умения заключать сделки.
Конечно, отчасти в подобном виноваты руководители. Многие и слышать не хотят, что у их сотрудников что-то не ладится, и, сколько бы ни говорилось об инновациях и разумном риске, они далеко не всегда поощряют новое. Один топ-менеджер, с которым мы работали, сказал нам: «Моему начальнику нужны инновации, только если все сразу будет идеально». А другой признался: «Мы твердим сотрудникам, что будем поддерживать их профессиональный рост, но, если их новый проект не приносит плоды сразу же, мы фактически от них отворачиваемся».
И все же можно разорвать этот порочный круг и сделать следующий шаг в своем профессиональном развитии. Прежде всего следует понять, что именно вызывает у вас тревогу и заставляет поступать так, а не иначе. Затем воспользоваться оригинальными методиками, которые помогут вам взяться за то, чего вы сейчас так боитесь. На это потребуется время. Вам придется признать свое профессиональное несовершенство, а это очень трудная задача для людей, стремящихся любой ценой поддерживать свой имидж лучших из лучших. Успех удастся закрепить, если вы будете готовы учиться и осваивать новое. Возможно, из-за этого вы почувствуете себя неуверенно (в лучшем случае) или усомнитесь в собственной профпригодности (в худшем). Помните: это — временное явление, разбег перед прыжком к новым профессиональным высотам. Итак, что сделать, чтобы раздвинуть границы своих возможностей?
Оставьте прошлое в прошлом
Вы, конечно, уже обжигались на новых проектах. Как показывают исследования и подтверждает наша практика, люди часто интуитивно переносят прошлый негативный опыт на настоящее. Однако болезненные воспоминания не должны препятствовать переменам.
Вспомните случай, когда вы пробовали что-то новое, но результат вас разочаровал. Почему вы тогда взялись за это дело? Почему вам было трудно? Просили ли вы кого-нибудь помочь вам? Совпадала ли ваша оценка собственной работы с оценкой коллег? Что вы, знай вы тогда то, что знаете сейчас, сделали бы иначе? Разделите лист на две части и напишите в одной колонке, что общего между вашей сегодняшней ситуацией и той, на которой вы обожглись, а в другой — чем они различаются. Если вы найдете основные отличия, вам будет проще двигаться вперед.
Вспомните ситуацию, когда вы рискнули и проиграли, и перепишите эту историю, глядя на нее с точки зрения другого человека. Допустим, вы не можете забыть своего давнего клиента, который обещал заключить договор о сотрудничестве с новым консалтинговым подразделением вашей фирмы, а потом вдруг переметнулся к конкурентам. Обманщик и негодяй! А теперь поставьте себя на его место. Может, его начальник неожиданно выдвинул новые требования или его компании пришлось сокращать издержки и искать компромиссные варианты? Не обязательно верить в свою версию. Но когда вы поймете, что существуют и другие разумные объяснения происшедшего, вы скажете себе, что дело было не только в вас.
Есть еще одна простая, но на редкость действенная стратегия. Если у вас с кем-то не складываются отношения или уже дошло до конфликта, напишите рассказ о том, как развивались события (буквально на одну страницу), а потом перечитайте его, подчеркивая только факты. Вы увидите, что выделенных фраз — всего ничего, остальное — эмоции. Смысл этого упражнения в том, что, глядя на неприятности под новым углом, вы готовите себя к тому, чтобы оставить их прошлом.
Создайте «группу поддержки»
Как правило, перфекционисты — люди независимые, им неприятно думать, что они нуждаются в помощи. Даже те, кому повезло с наставниками, уверены, что заслужили это хорошей работой. Когда они получают высокие должности и сами становятся наставниками, признаваться в собственных страхах, растерянности, некомпетентности в каких-то вопросах им становится даже труднее. И, что еще хуже, они доверяют людям, которые говорят им не то, что они должны знать, а то, что хотят услышать.
Многие «отличники», если им кажется, что их работа выполнена не на самом высоком уровне, буквально затыкают уши — лишь бы не слышать мнения окружающих. Переломите себя, обзаведитесь «группой поддержки» — и пусть те, кому вы доверяете, регулярно высказывают свое мнение о вас и о вашей работе, даже если вам это неприятно.
Попросите их ответить на несколько ваших вопросов: что, с их точки зрения, вам следует перестать делать, что продолжать и что — начать. Когда получите ответы, спросите, почему вам посоветовали изменить свое поведение (вполне возможно, вам, наоборот, кажется, что только так и надо поступать). Подумайте, нет ли у вас качеств или способностей, которым вы не придаете большого значения, считая их совершенно естественными. И еще: почему вам посоветовали научиться чему-то?
Признайтесь, что вы несовершенны
Не бойтесь ощущения неуверенности и учитесь признавать свои ошибки перед близкими — и даже перед более широким кругом людей, если ошибки не связаны с проектами, от которых зависит ваш профессиональный статус. Сознавайтесь в мелких неудачах, не зачитывая при этом длинный список смягчающих обстоятельств.
Вот пример Анны — еще одного руководителя высшего звена. Чтобы ее компания могла составлять более точные прогнозы, она пригласила аналитика и попросила его разъяснить особенности нового сложного способа моделирования. Углубившись в тему, аналитик заговорил на профессиональном жаргоне. Анне не хотелось признаваться, что она понимает далеко не все, но, усмирив свою гордыню, она прервала его монолог: «Простите, — сказала она, — я не специалист в этой области. Не могли бы вы объяснить мне термины и говорить чуть медленнее?». Аналитик перешел на более понятный язык, и тут всплыли некоторые ошибки. Беседа приняла рабочий характер, и к концу встречи оба собеседника четко понимали вставшие перед компанией проблемы.
Неспособность сознаваться в своих слабостях приводит к пагубным последствиям.
Вот упражнение, которое поможет вам научиться признавать свои слабости. Займитесь тем, чего вы не умеете. Начните изучать новый язык. Примкните к группе любителей чтения — участвуйте в их собраниях, на которых обсуждаются не вами выбранные книги, и заставляйте себя выступать на каждой встрече. Вполне вероятно, что ваши коллеги и знакомые тоже из породы «отличников» и стараются держать свои сомнения при себе. Осмеливаясь признать свое несовершенство, вы подаете им достойный пример.
Ориентируйтесь на будущее
Большим целям временные отступления не страшны. Когда вы видите картину в целом, вы понимаете, что несколько ошибок погоды не делают.
Если перфекционист все делает правильно, но «не идеально», он тяжело это переживает. Он готов взяться за любую работу, если уверен, что она ему удастся, — и не важно, что это время можно было бы употребить на более полезные вещи. Чтобы перейти на новый профессиональный уровень, требуются смирение, тренировка и терпение — а возможно, именно этого вам и не хватает. Но если вы хотите хорошо выполнять стоящую работу — работайте в первую очередь над собой.
Стиль отличника
Стиль работы, благодаря которому вы обычно добиваетесь успехов, может вам же и помешать. Итак, типичный отличник — это человек:
-
Нацеленный на результат. Если перфекционист берется за дело, его не остановить. Но бывает, что, кроме цели, он ничего не видит. Ему жаль драгоценного времени на то, чтобы объяснить коллегам суть своей работы или помочь им.
-
Все делающий сам. Он полагает (часто не без оснований), что лучше него работу никто не сделает. Поэтому он с трудом передает полномочия или мелочно контролирует подчиненных.
-
Мотивированный. Ударник труда серьезно относится к любой своей работе. Из-за этого он часто не видит разницы между срочным и просто важным делом.
-
Жаждущий похвалы. Перфекционист чрезвычайно озабочен тем, как окружающие относятся к его работе. При этом он часто не обращает внимания на положительные отзывы и зацикливаться на критических.
-
Нацеленный на соперничество. Здоровая конкуренция полезна, но у отличника сравнивание себя с другими приобретает навязчивый характер. Это может привести к хронической неуверенности в себе, сбою в системе ориентиров и в конечном счете — к неверному выстраиванию собственной карьеры.
-
Принимающий работу близко к сердцу. Взлеты могут сменяться падениями. У ударника от триумфа до отчаяния — один шаг.
-
Готовый на безопасный риск. Сотрудник-рекордсмен вряд ли станет подвергать компанию опасности, предпринимая опрометчивые шаги, но он может и вовсе избегать неизвестного.
-
Страдающий от комплекса вины. Перфекционист рвется в бой, но, какими бы значительными ни были его достижения, ему кажется, что он делает недостаточно.
Статья написана на основании материалов портала: https://150.hbr-russia.ru/articles/822232
Авторы: Томас Делонг (Thomas J. DeLong) — профессор, преподаватель практики менеджмента в Гарвардской школе бизнеса, автор книги «Flying Without a Net». Его дочь Сара Делонг (Sara DeLong) — психиатр, ведет частную практику, работает в центре психического здоровья в Сан-Франциско, занимает должность доцента-клинициста на факультете психиатрии Калифорнийского университета (Сан-Франциско).
Вернуться к списку